Для чего в «Тепличном» холят, лелеют и кормят прожорливых насекомых
Этот полумиллиметровый клещ с длинными лапками и с двумя тёмными пятнами на брюшке, меняющий окрас в зависимости от взросления и времени года, очень быстр и весьма прожорлив. Он случайно занесён в середине XX века в Германию из Чили и расселён по всему миру.
Речь идет о полезном насекомом - фитосейулюсе, так нарекли его учёные мужи. Он борется с вредителем номер один в тепличном овощеводстве – паутинным клещом.
- Пока никакие инженерные ухищрения, никакие достижения селекции не способны обеспечить полную защиту тепличных растений от вредителей, которые с отменным аппетитом сокращают урожайность и портят качество продукции, – вздыхает Александр Шемякин, лаборант биолаборатории совхоза «Тепличный».
Борьба с вредителями остается неизбежным технологическим звеном при выращивании любой культуры, будь то овощи или цветы. Тепличные хозяйства используют и химический, и биологический методы.
– Химический метод – это путь в никуда. Во-первых, сегодня люди голосуют рублём за безопасные продукты, и это правильно. Во-вторых, химические препараты со временем перестают работать против вредителей. Поэтому мы выбираем биологический метод защиты растений, – рассказывает главный агроном защищённого грунта совхоза «Тепличный» Павел Бутков.
Биологический метод подразумевает использование энтомофагов – хищных клещей для борьбы с вредителями. Как раз такой метод «Тепличный» активно применяет последние лет пятнадцать, особенно активно – последние пять лет, когда перешли на так называемый интерплантинг, т.е. непрерывный цикл получения урожая из-за одновременного выращивания взрослых и молодых растений. Начинали в хозяйстве только с фитосейулюса. Сегодня лаборатория совхоза разводит три вида энтомофагов – помимо уже упомянутого фитосейулюса, это амблисейус Свирски против трипса и белокрылки, и амблисейус Маккензи против трипса.
О том, как их взрастить, вкусно накормить и применить на растениях, знают все без исключения сотрудники лаборатории совхоза. Коллектив сравнительно небольшой, но каждый из 15 специалистов знает толк во всех этих насекомых, называя их ласково «наши жуки».
– У нас под лабораторию отданы 2 100 кв. м – это 2% площади всех наших теплиц. Где-то мы размножаем на сое паутинного клеща, чтобы им накормить фитосейулюса. Где-то, мешая с отрубями, разводим мучного клеща – кормовую базу для амблисейуса. Непрерывный процесс кормёжки у нас тут, – смеется Ольга Михайловна Камзина, заведующая биолабораторией.
Лаборант, вооружившись лупой, обследует растения. Если обнаруживает очаг вредителя, начинается беспощадная борьба. Например, если в поле зрения попался паутинный клещ, на верхушки растений раскладывается соя с требующими продолжения банкета (они прожорливы, помните?) красненькими фитосейулюсами.
– За сутки они способны съесть порядка 5-20 особей паутинного клеща. На таком подножном корме клещики быстро развиваются и начинают откладывать яйца. И уже молодняк продолжает дело своих предков, – рассказывает Татьяна Авдеева, овощевод биолаборатории.
Вредничают в теплицах не только паутинный клещ, трипс, белокрылка. Поэтому для полноценной защиты овощных культур, в том числе и в профилактических целях, используются и другие энтомофаги, например макролофус от тли. Этого «иностранца» «Тепличный» закупает за границей.
– Сегодня весь наш закрытый грунт защищается только биологическим методом. К сожалению, это недешево, но мы видим результат – и по качеству продукции, и по её объёму. Мы делаем все, чтобы наши овощи были максимально полезными и безопасными для потребителей, – говорит главный агроном защищённого грунта Павел Бутков.
17 марта 2021 г.