Агроном Эдуард Борик. Специалист-новатор, до фанатизма любивший свою работу…
«Тепличный» бережно хранит свою историю, собирая по крупицам из частных и государственных архивов недостающие штрихи.
Недавно архив совхоза пополнился ценнейшими экспонатами. Это изданная в 1972 году газета «Советский Сахалин» с пометками аккуратным, вдумчивым почерком к статье про овощи... Это учетная карточка члена КПСС, в которой коротко о жизненных вехах – родился, учился, награждался... Это грамота за победу в шашечном турнире 1949 года, оформленная на альбомном листе и подписанная рукой члена совета дружины пионерского лагеря «Иркутский Артек»... Это трогательные стихи в честь юбилея, витиевато запечатленные чернильным пером на открытке от отдела овощеводства Сахалинского филиала ДВНИИСХ...
Всё это принадлежало Эдуарду Товиевичу Борику - главному агроному совхоза «Тепличный» с 1970 по 1994 год. Сейчас слегка пожелтевший от времени, но прекрасно сохранившийся архив бережно хранят его родные – сын Константин, дочь Ирина, супруга Тамара Николаевна.
Родился Эдуард Борик в 1934 году в Иркутске в простой семье. Отец, всю жизнь проработавший электриком, мечтал, чтобы сын получил инженерно-техническое образование. Но вместо политехнического института (втайне от отца) юный Эдик принёс документы в сельскохозяйственный. Родителям признался, где учится, только успешно окончив первый семестр. Мальчик, выросший в городе и никогда не видевший полей, выбрал профессию агронома, и как покажет время, она станет делом всей его жизни.
После окончания института юного агронома направили по распределению на Сахалин. Поколению выпускников вузов современной России такая практика уже не знакома. Но в Советском Союзе весьма успешно действовала система - молодых специалистов после защиты диплома направляли на работу по специальности на те предприятия, где на тот момент были востребованы их знания и квалификация.
Тогда, в далеком 1957 году «Южно-Сахалинский» был одним из самых крупных совхозов на островном юге. Это массивы полей в пригородах Южно-Сахалинска, инкубаторно-птицеводческая станция с теплично-парниковым (!!!) хозяйством. Начинающий агроном Эдуард Борик начал свой трудовой путь по возделыванию культур на полях Троицкого и Дальнего отделения совхоза, а также в Мицулёвке. А в 1963 году, когда уже птицеводческая станция отпочковалась от совхоза и стала самостоятельным предприятием - птицефабрикой «Центральная» (потом она будет переименована в «Имени 50-летия СССР», ныне – «Островная»), Эдуарда перевели на птицефабрику – растить овощи в теплицах и парниках.
4 500 квадратных метров зимних теплиц 1956 года постройки, 2 000 квадратных метров парников, а в придачу к ним и 64 гектара полей для выращивания ранних овощей в 1970 году вывели в отдельное предприятие – совхоз «Тепличный». С такого наследства и началось становление предприятия, которое через несколько десятилетий станет самым крупным тепличным комплексом на Дальнем Востоке.
С момента образования «Тепличный» взял стремительный курс на развитие. В районе ТЭЦ начали строить тепличный комбинат. Первую очередь площадью в 2,5 гектара приняли в эксплуатацию в декабре 1972 года, вторую (тоже 2,5 гектара) - через год. Кстати, часть этих теплиц до сих пор используются под выращивание зелени и рассады, под выгонку тюльпанов. Совхоз прирастал новыми производственными объектами – построены здания гаража, ремонтно-механической мастерской, овощехранилища, проведена мелиорация земель в открытом грунте. В 1984-86 годах был построен ещё один цех комбината, площадью 6 гектаров. Это были ангарные теплицы, каждая в 1 500 квадратных метров. Большое внимание в эти годы в «Тепличном», как и во всей стране, уделялось строительству жилья для работников совхоза, возведению социальных объектов.
В «Тепличный» Эдуард Товиевич пришёл уже имея знания и опыт. Тогда то, в 1972 году, за агрономические успехи ему первому в Сахалинской области было присвоено почётное звание Заслуженного агронома РСФСР.
- Мы, молодые агрономы, тогда на него смотрели как на идола. Несмотря на то, что он был наш товарищ, вместе работали, но он был первым среди нас, равных ему и по знаниям, и по возрасту, - вспоминает Виталий Евгеньевич Гомилевский, зампредседателя облдумы, Заслуженный работник сельского хозяйства России, кандидат сельскохозяйственных наук.
В «Тепличном» Борик внедрял совершенно новые технологии. Тогда только появилась полиэтиленовая плёнка, о ней ещё никто толком не знал, даже корейское население, которое успешно выращивало овощи на своих приусадебных участках, используя туннели из пергаментной бумаги. А Борик с директором совхоза Николаем Петровичем Салтуком накрыли 6 гектаров арочных теплиц двойным слоем такой плёнки и проложили в грунте трубы отопления. Благодаря этому они увеличили производство овощей почти в полтора раза.
Эдуард понимал, что при той технологии, которую они использовали, для рывка в урожайности нужны новые сорта и гибриды. Он мотался по стране, по передовым тепличным комбинатам – искал сорта. Кроме этого, он постоянно был на связи с учёными из Тимирязевской сельскохозяйственной академии - специалисты выводили новые гибриды томатов и огурцов, а испытывались они уже на сортоучастке «Тепличного». Более того, Борик испытывал их и на своей даче! Тепличка на участке в 3-й Пади служила для испытания до 20 сортов томатов каждый сезон. Родные вспоминают, что у них постоянно звонил телефон - учёные и агрономы хотели обсудить с Эдуардом Товиевичем преимущества и недостатки того или иного сорта.
Предприятие было новым не только на Сахалине, но и в стране. Вместе с соратниками - агрономом-семеноводом Ириной Васильевной Плёнкиной, агрономом по защите растений Николаем Николаевичем Кузнецовым они внедряли, пробовали, набивали шишки.
- Анатольевич, так мы его звали (Товиевич – было для нас сложно) всё время что-то внедрял. Он налаживал контакты с гидрометеослужбой, т.к. взять гигрометры – приборы для измерения влажности, работающие с человеческим волосом, больше было негде. Внедрял досветку - помню, как испытывали одну лампу, прыгали вокруг неё все, измеряли, записывали, сравнивали, - рассказывает диспетчер энергослужбы совхоза «Тепличный» в 1974-2018 годах Лариса Дмитриевна Шкарупа.
Свои наблюдения, выводы, догадки Эдуард Товиевич описывал в статьях, которые печатались не только в общественно-политических газетах, но и в специализированных журналах.
- Напишет, бывало, статью, и нам с сестрой читает. Ничего было непонятно, но очень интересно, - с улыбкой вспоминает сын Константин.
Ещё и находил время для лекций студентам естественно-географического факультета пединститута - отказать не мог, когда просили, а просили постоянно. В общем, сам совершенствовался, и других старался подтянуть. Так, он инициировал обучение овощеводов. Ведь в тепличницы приходили из разных отраслей - кто из медицины, кто из рабочих специальностей. Лекции и сам читал, и другие агрономы, и, даже, экономисты. По окончанию курсов овощеводы сдавали экзамен и получали квалификацию, а некоторые шли ещё дальше – заканчивали сельскохозяйственный техникум в Уссурийске.
- Мои детские воспоминания об отце связаны только с его работой. Он таскал меня с собой, я выросла среди огурцов и помидоров, наверное, это стало моим ещё тогда, в детстве, - рассказывает дочь Ирина.
И дочь пошла по его стопам – окончила Тимирязевскую сельскохозяйственную академию, и пришла работать в «Тепличный» агрономом. Сын же выбрал другой путь, но его яркие детские воспоминания также связаны с совхозом: как сеяли капусту, как меняли грунт в теплице, как открывали новый цех...
Технологии технологиями, но для Борика на первом месте всегда были люди. Первым делом с утра интересовался у сотрудников здоровьем, семейными делами. В нём было что-то, располагающее к себе – все сразу как на духу выкладывали ему свои горести и радости. Он знал детей и внуков всех тепличниц, трактористов. И это немудрено, ведь досуг они также проводили вместе, как большая дружная семья. На демонстрацию – вместе семьями, на спортивные состязания – также.
Он сам был знатным спортсменом - легкая атлетика и коньки были его особой любовью, он хорошо бегал, в том числе на лыжах, отлично плавал. Этим и других заряжал: организовывал не только соревнования среди сотрудников (похожих на «Мама, папа, я – спортивная семья»), но и состязания между сельхозпредприятиями. По его инициативе в совхозе был построен отличный крытый бассейн с четырьмя дорожками по 25 метров. В нем научились плавать все дети сотрудников, здесь же проводились соревнования. К сожалению, в трудные 90-е годы его законсервировали, т.к. содержать его стало затратно.
- А ещё он был человек-праздник. Всегда был инициатором и заводилой на торжественных вечерах. Помню, как на 8 Марта написал персональные эпиграммы всем женщинам, каждую соотнеся с цветком. А как танцевал вальс, женщины-коллеги занимали очередь на следующий танец, – вспоминает Вера Тимофеевна Забоцкая, овощевод совхоза «Тепличный» в 1973-2004 годах.
Он до фанатизма любил свою работу. Уезжая в отпуск на другой край нашей необъятной и в страны соцлагеря (им с женой посчастливилось посетить ГДР, Чехословакию, Кубу), с аэропорта или вокзала он первым делом отправлялся в какой-нибудь местный совхоз.
- Каждый раз говорил: гляну одним глазком, перекинусь парой слов с агрономами, это быстро. И каждый раз застревал как минимум на полдня, - вспоминает супруга Тамара Николаевна. Ей в ожидании мужа приходилось обозревать местные достопримечательности.
Двадцать семь лет прошло, как не стало Эдуарда Товиевича - незаурядного во всех отношениях человека и профессионала, но в памяти «тепличников», кому посчастливилось с ним работать, он навсегда остается отличным агрономом, специалистом-новатором.
- Папа был бы счастлив поработать сейчас, когда в «Тепличном» активно модернизируют производство. Он работал в другие времена, и не все технологии смог внедрить, что хотел. А сейчас это всё возможно было бы реализовать, но увы, - дрогнувшим голосом, но уверенно, сказала дочь Ирина.
27 октября 2021 г.