ОАО «Совхоз «Тепличный»

«Тепличные» 27 лет Николая Петровича Салтука…

За столетнюю историю Омский государственный аграрный университет имени П.А. Столыпина дал путёвку в жизнь тысячам молодых людей. Тысячам, которые связали свою профессиональную жизнь не только с агропромышленным комплексом. Кто-то из них возглавил малые и большие предприятия, вузы и НИИ, кто-то ушел в госструктуры, кто-то стал учёным, деятелем культуры, спортсменом…

Вуз был основан в 1918 году. Тогда набор состоял всего из 200 студентов, обучавшихся на единственном агрономическом отделении. За годы своего существования учебное заведение многократно меняло название и структуру, пока в 2011 году не было утверждено нынешнее наименование в честь министра Российской Империи.

Интересно, что в годы Великой Отечественной войны в корпусах университета были размещены цеха эвакуированного из Ленинграда завода номер 357 «Прогресс» (производство оптических приборов), параллельно в переоборудованных помещениях продолжался учебный процесс.

После войны началось ускоренное восстановление сельского хозяйства, для которого жизненно необходимым условием стали квалифицированные кадры. На это и был сделан упор государства – институт обрёл значительную материально-техническую базу (лаборатории, оборудование, учебные корпуса). Этот аграрный вуз стал альма-матер и для Николая Салтука, который станет одним из самых авторитетных специалистов сельского хозяйства Сахалинской области.

Но обо всём по порядку. После окончания института в 1956 году юного дипломированного агронома Николая Петровича направят по распределению на Сахалин. Такая распространенная практика в Советском Союзе позволяла закрыть кадровые бреши на предприятиях молодыми специалистами, и найти успешное применение их знаниям и квалификации.

Свой трудовой путь он начал в Макаровском районе: сначала бригадиром растениеводческой бригады в колхозе имени Лазо, затем главным агрономом колхоза села Пугачёво. А уже потом партия доверила Николаю Петровичу руководство совхозом «Корсаковский».  

Директор совхоза – это не кабинетная должность, это в одном лице агроном и инженер, хозяйственник и чиновник, учитель и бухгалтер и много ещё кто. Нужно не только вырастить урожай, но и обеспечить предприятие людскими ресурсами, выбить технику и удобрения. Семья Николая Петровича видела его только по выходным - уходил утром с петухами, приходил за полночь. Зато субботу и воскресенье отец посвящал сыновьям, но первым делом они всё равно на рабочем уазике объезжали совхозные угодья.

- Он очень хотел, чтобы мы, мальчишки, понимали - чем он занимается, какое у него дело серьёзное, какая на нём ответственность, - вспоминает младший сын Владимир Салтук.

В 1970 году в Южно-Сахалинске начинает свою историю новое предприятие - совхоз «Тепличный». Самым «первым камнем» в основе предприятия стали 4 500 квадратных метров зимних теплиц 1956 года постройки, 2 000 квадратных метров парников и 64 гектаров полей для выращивания ранних овощей. Это всё досталось совхозу в наследство от теплично-парникового хозяйства птицефабрики «Центральная» (ныне – «Островная»), на базе которого он и был создан в 1970 году. 

Первым директором строящегося совхоза стал Григорий Павлович Астафьев. Овощевод по специальности, он в разные годы работал главным агрономом Красноярского треста пригородных совхозов, начальником Сахалинского областного управления совхозов. А в 1973 году у руля предприятия встал Николай Петрович Салтук. 

Защищённый грунт… Технология была нова не только для агронома Салтука, но и области, и страны в целом. Конечно, первые парники в России в товарном огородничестве появились еще в начале XVII века, а первые теплицы (в них выращивали шампиньоны и овощи) – во второй половине XVII века. В 1913 году площадь защищённого грунта в России составляла 324 га – из них 320 га приходилось на парники и всего 4 га – на теплицы. А вот к 1939 году площадь теплиц составляла уже 83 га. Стали создаваться крупные специализированные теплично-парниковые хозяйства в Московской (совхозы «Марфино» и «Большевик», колхоз «Огородный гигант») и Ленинградской (сельхозкоммуна «Красный Октябрь») областях. К 1969 году площадь зимних теплиц возросла до 713 га, но эта цифра в масштабах страны терялась. И только 70-80 годы отмечены строительством крупных тепличных комбинатов.

- И хотя Салтук пришел в «Тепличный», когда уже в районе ТЭЦ началось строительство комбината, и даже была сдана первая очередь теплиц площадью 2,5 га, становление и развитие предприятия легло на его плечи, - рассказывает Татьяна Петровская, экономист совхоза в 1983-1999 годах.

Совхоз хорошими темпами прирастал новыми производственными объектами – построены здания гаража, ремонтно-механической мастерской, овощехранилища, проведена мелиорация земель в открытом грунте. К строительству ещё одного цеха комбината на 6 гектаров в 1984-86 годах предприятие уже было эффективным и передовым - при плане 28 кг огурцов с кв. метра собирали 30-33 кг. И даже ставили рекорды – бригада тепличницы Лидии Пуденковой получила 41 кг с квадратного метра. Это был 1984 год. Конечно, если сравнивать с сегодняшними показателями - более 100 кг с квадратного метра, то те цифры кажутся очень маленькими, но с технологиями того времени показатели были высокими. И в открытом грунте овощеводы показывали отличные результаты – 200 центнеров с гектара.

- В «Правде», центральной газете, помню, вышла статья под заголовком «Человек, который накормил Сахалин». Она была про моего отца. Это было трепетно… Мы с братом её читали и перечитывали бесконечное множество раз… Мы гордились нашим отцом, - ворошит воспоминания Владимир Салтук.

Большое внимание в те годы в «Тепличном», как и во всей стране, уделялось социальным вопросам. Для работников совхоза были построены пять жилых многоквартирных домов и жилищный кооператив «Весна» (100 личных подсобных хозяйств), возведён спортивно-оздоровительный комплекс с бассейном, открыт фельдшерский пункт, организована столовая.  

Николай Петрович жил делами совхоза, дневал и ночевал в полях, теплицах, командировках – «Тепличный» был его детищем. Семья его также редко видела. А если он и был дома, то решал рабочие вопросы.

По воспоминаниям коллег, Николай Петрович был жёстким и требовательным руководителем: чётко и безапелляционно ставил задачи, давал сроки и спрашивал результат. Он никому не давал спуску, у него не было ни изгоев, ни любимчиков - со всех требовал одинаково, но он обладал и умением ценить своих специалистов.

С огромным уважением относился к главному агроному Эдуарду Товиевичу Борику и всецело доверял ему внедрение новых технологий. Так, 6 гектаров совхозных арочных теплиц накрыли двойным слоем полиэтиленовой пленки, а в грунте проложили трубы отопления - благодаря этому увеличили производство овощей почти в полтора раза. Борик мотался по стране, по передовым тепличным комбинатам – искал сорта; всегда был на связи с учеными и агрономами из Тимирязевской с/х академии; внедрял досветку; налаживал контакты с гидрометеослужбой, чтобы было где взять приборы для измерения влажности; испытывал новые гибриды томатов и огурцов не только на сортоучастке, но и на своих собственных шести сотках. Борик организовывал поездки в Японию для обмена опытом. Соседи из Страны восходящего солнца уже тогда использовали гидропонику, а Эдуард Товиевич мечтал внедрить ее в «Тепличном». Его мечты сбылись, но он, к сожалению, уже не увидел этого…

Насколько требовательным Николай Петрович был к специалистам, настолько нежно он относился к тепличницам и овощеводам – в основном это были женщины. Многих он знал по имени-отчеству, называл их всех «девчатами», и очень ценил их ручной, порой адски тяжелый труд. Грядки в теплицах поливали вручную из тяжеленных шлангов, которые нужно было перемещать по теплице. Овощи собирали в не менее тяжёлые деревянные ящики, которые надо было вынести из междурядья, погрузить на тележку и дотолкать её, гружённую 400-500 килограммами, до склада. В поле овощи собирали вручную, как, впрочем, и пропалывали, и проводили обработки… Это сейчас из теплиц продукцию вывозят автопогрузчики, полив – автоматизированный и капельный, в междурядьях овощеводы передвигаются на автоматических тележках-подъемниках, урожай собирают чинно плавающие по полям уборочные комбайны…

Все, кто работал с Николаем Петровичем (кстати, на предприятии до сих пор трудятся те, кто с ним бок о бок развивал совхоз), в один голос говорят: он был трудягой. Он и подчинённых притягивал себе под стать. Коллектив, объединённый одной целью, был очень дружным. Во всех массовых работах, будь то прополка или уборка урожая, переборка картофеля или подвязка огурцов, принимали участие все сотрудники – от бухгалтеров до теплотехников.

- После трудов и отдыхалось вместе весело и душевно. Ездили по путёвкам выходного дня на материк, выезжали коллективно по грибы и ягоды, отмечали совместно праздники и юбилеи, ходили на демонстрации, проводили спортивные состязания. Много лет у нас действовал хор - приглашали гармониста, шили костюмы, сочиняли песни, - вспоминает Татьяна Петровская.

Все это сплачивало коллектив, поэтому люди работали годами, десятилетиями, и даже складывались «тепличные» трудовые семьи: Храмовы, Сторожковы, Муловы, Малашкевич, сестры Татьяна Макаровская, Валентина Елина и Прасковья Черепова…

За 27 лет руководства хозяйством Николай Петрович Салтук сумел не только нарастить мощности предприятия и вывести совхоз по производственным показателям на очень высокий уровень. Его огромной заслугой стало и то, что он сохранил в полном объёме предприятие и коллектив в непростые годы становления рыночных отношений.

- Мы привыкли жить при плановом хозяйстве. А здесь получилось так: ночь переспали, и очутились при капитализме. Здесь нужно было сто раз подумать, прежде чем что-то сделать. Потому что можно было потерять всё, ведь годы были страшные для всех отраслей, - рассуждает Владимир Салтук. - В тех условиях выжить – было самое главное. И они выжили…

В те годы сильно упала рентабельность сельского хозяйства, многие предприятия агропромышленного комплекса теряли производственные площади, мощности, объявляли себя банкротами. Перестроечные реформы тяжёлым бременем легли на «Тепличный». Рост затрат на производственные мощности, подорожание энергоресурсов, падение уровня зарплат сотрудников...

- Но совхоз боролся за своё существование и учился жить в современных реалиях, - рассказывает Татьяна Петровская. - Учились самостоятельно не только реализовывать производимую продукцию - с автолавок на рынках, поставлять в магазины, но и устанавливать цены на овощи, сводить баланс затрат, искать поставщиков и т.д.

И это все у «Тепличного» получилось: не было закрыто ни одной теплицы, сохранён весь коллектив, не было долгов ни по заработной плате, ни перед бюджетами всех уровней.  

- В 2000 году Николай Петрович счастливым вышел на пенсию. Он был спокоен за предприятие, потому что ему на смену пришел Виктор Борисович Бутков – руководитель, который сразу активно стал выводить предприятие из постперестроечного кризиса и ставить работу на новые рельсы, взяв курс на модернизацию производства и технологий, - говорит Татьяна Петровская.

Буткову со специалистами хозяйства в те годы много пришлось поездить по стране, чтобы познакомиться с перспективными предприятиями, применяющими передовые методы выращивания овощей, и наметить пути стабилизации и дальнейшего развития производства.

- Живу в Санкт-Петербурге, но слежу за совхозными новостями в соцсетях, на вашем канале на Ютубе, на сайте… Поражает размах! Расширение тепличных площадей – вон, какой строите новый комплекс ещё более современных теплиц; есть своя лаборатория, в которой выращиваете энтомофагов; оборудованные по последнему слову техники тракторы бороздят поля; а капусту первую уже начинаете собирать в конце июня – где это видано? Если бы отец увидел совхоз сегодня, я думаю, он бы гордился! Гордился тем, что стоял у истоков такого предприятия, что заложил основы и традиции, которые чтут и по сей день, - слегка выбившись из ровного тона, поставил точку скромный на эмоции Владимир Николаевич Салтук.

 

14 июля 2022 г.