Главная по розочкам «Тепличного»: Что ещё нужно женщине?
Помощник бригадира розария Светлана Авдеева работает в совхозе «Тепличный» уже 20 лет. Десять из них она выращивала огурцы, вторую половину посвятила розам. Сегодня она вспоминает, как пришла на работу молоденькой девочкой, почему хотела уволиться и от чего вянут розы.
О работе
В поисках работы 20 лет назад молодой девушкой я пришла в отдел кадров совхоза. Конечно, я имела представление, что такое огород и личное хозяйство. Ведь моя семья родом из деревни, родители держали скотину, выращивали овощи, а мы с двумя сестрами были им помощницами во всем. Но что такое тепличный комплекс, как все здесь устроено и какое количество овощей пройдет через мои руки, я и представить не могла.
Так я стала овощеводом в огуречной теплице. Тогда, в самом начале моей трудовой деятельности, в совхозе все делали вручную – пропалывали сорняки, поливали со шланга, меняли грунт. Постепенно начало все меняться. Установили калачи, капельный полив, отказались от грунта – сначала заменили его на мешки с торфом, потом на гидропонику. Тяжелым ящикам для сбора урожая пришли на смену пластиковые, а затем и картонные коробки. За 10 лет моей работы на огурцах мы практически ушли от тяжелого физического труда.
Я не люблю перемен, постоянство – мое всё. Поэтому, когда меня в силу обстоятельств перевели в розарий, мало сказать, что я расстроилась. Я плакала целыми днями, не хотела ничего менять, даже написала заявление на увольнение... Тогда мой непосредственный начальник отправил меня в отпуск. Я отдохнула, все взвесила, взяв всю свою волю в кулак, вышла на розы и… поняла, что мне здесь нравится, что это моё. И теперь даже мысли не возникает, чтобы уйти.
Четыре года я училась, как выращивать розы, как формировать куст. Теперь уже шесть лет в качестве помощника бригадира передаю эти знания цветочницам. Работа с девочками-новичками строится так. Сначала я делаю срезку роз с одной стороны грядки - она смотрит, другую сторону режет она, а я смотрю. Потом даю возможность пройти грядку-другую самой, не стою над душой. Ведь понимаю, что ей сложно, волнительно - сама такой была когда-то! Говорю: если сомневаешься, оставь. Потом вместе проходим, делаем работу над ошибками.
Какой спелости должен быть бутон на срезку, как его правильно срезать, как формировать куст – наша работа сродни ювелирной. Ведь правильно пригнутая основная веточка – залог того, как пойдут в рост боковые побеги, которые и формируют основной скелет растения. Ошибки могут стоить жизни кусту.
Сейчас коллектив у нас слаженный, 20 человек работают в розарии. Здесь надо любить свое дело, вкладывать частичку своей души, относится к розам трепетно. Иначе понимания с цветами не найти. Был такой случай. Цветочница работает месяц, второй. Вроде бы и срезы правильно делает, и куст формирует, а цветов нет. Заменили на другую, сразу все заколосилось. Или на упаковке однажды работала девушка. Ворчливая была, многое ей не нравилось в работе. так и цветы быстро вяли, не успев толком дойти до покупателя.
Это все негатив, которого в нашей работе быть не должно. Растения – живые, они чувствуют настроение человека и отвечают взаимностью. Теперь, после 20 лет работы с ними, я это точно знаю.
О семье
Я близко к сердцу принимаю неудачи, ошибки. И от души радуюсь, когда все получается. Это сейчас я понимаю, что личные проблемы нужно оставлять дома, не вплетать их в работу, и наоборот. Но так было не всегда. И я очень благодарна своей семье за поддержку, за то, что я могу полностью посвящать себя работе. Особенно, дочери, она тоже работает в «Тепличном» и как нельзя лучше понимает меня. Все свободное время я посвящаю внучке. Она еще маленькая, но уже настоящая леди – обожает цветы, может часами ими любоваться и вдыхать аромат. А если уж букет предназначен ей, то восторгам и радости нет предела.
Я – счастливый человек. Работаю в замечательном месте, среди цветочной красоты, у меня прекрасная понимающая семья. Что еще нужно женщине?
8 мая 2020 г.